Оренбургское областное движение в защиту жизни  





Спецвыпуск, посвященный ювенальной юстиции

(скачать PDF-версию)


СКАЖИ "НЕТ!" АБОРТАМ В РОССИИ!



Вернуться на главную

Ангелина Чеснокова: В СТАРИНУ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА НЕ ОТКЛАДЫВАЛИ НА ПОТОМ

Все присутствующие в зале — потенциальные родители. Представим, что вы в ожидании малыша. Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос, только искренне: каким вы хотите видеть своего будущего ребенка? Когда этот вопрос задают беременным, почти все отвечают: «Я хочу, чтобы он был здоровым». Ответ вполне естественный, и с ним не поспоришь. Но а если все-таки задуматься… Не гораздо ли важнее, чтобы он состоялся как личность, чтобы он любил мир, и самое главное, чтобы он любил своих родителей, т.е. вас?
Как же добиться этого? Проанализируем: могут ли родители как-то повлиять на характер будущего ребенка? На становление его личности? Что нужно сделать, чтобы между вами и ним были гармоничные отношения?
К сожалению, современная реальность такова: беременная женщина не отделяет ребенка от себя, считая его лишь частью своего тела. И как следствие этого «права женщины распоряжаться своим телом» — многочисленные аборты во всем мире. То есть женщина не считает своего ребенка «уже человеком», имеющим право на жизнь.
А что говорит наука? В конце прошлого, ХХ века современной наукой было доказано, что «жизнь человека как биологического индивидуума начинается с момента слияния ядер мужской и женской половых клеток и образования ядра с неповторимым генетическим материалом, и поэтому на всем протяжении внутриутробного развития новый человеческий организм не может считаться частью тела матери». Более того, находясь внутри, он способен улавливать сигналы внешнего мира: звуки, свет, вибрации, тактильное воздействие. Ребенок имеет вкусовые ощущения, у него функционирует вестибюлярный аппарат. Он испытывает все эмоции, которые переживает его мать. Еще неродившийся ребенок обладает и своеобразной памятью: он «записывает» информацию на клеточном уровне, как губка впитывает все, дурное и хорошее. К шестому месяцу все органы чувств более или менее функционируют и способны сообщить ребенку о том, что делается в окружающей среде.
Ребенок в утробе – это «уже человек», неповторимая уникальная личность, которой еще никогда не было и такой уже никогда не будет. Ну а раз это человек, реагирующий на звуки и прикосновения, значит, с ним можно общаться. И не только можно, но и нужно! Через общение родители устанавливают эмоциональную связь с ребенком, которая формирует основные качества личности, сохраняющиеся на протяжении всей его последующей жизни.
Каким же образом мы можем общаться? Это может быть нежное, мягкое прикосновение к животу мамы, чтение вслух поэзии и прозы мировой художественной литературы, прослушивание классической музыки (Моцарт, Вивальди, Григ, Чайковский). И все-таки самый близкий контакт между мамой и малышом возникает тогда, когда она ему поет. Об этом же убедительно говорит известный французский акушер Мишель Оден, который советует беременным женщинам почаще петь, ибо их ребенок лучше и быстрее реагирует на голос своей матери. Обычное прослушивание чьих-то записей никогда не заменят интонации голоса близкого человека.
Возникает вопрос: а что именно петь ребенку? Да то же, что пели наши мамы, бабушки, прабабушки. Во все времена матери пели своим чадам колыбельные песни. Попробуйте ему спеть сами, к примеру, вот такую колыбельную:
Баю-бай, баю-бай, прилетел к нам попугай,
Прилетел к нам попугай, кричит: «Машу мне отдай!».
А мы Машу не дадим – пригодится нам самим.
Марьюшка, да Мариньюшка!
Любушка, да голубушка!
Наша девочка, да наша маленькая!
Бай – бай!
А котик серенький, хвостик беленький,
Он по улице ходил, ночевать к нам приходил.
«Пусти меня ночевать, стану я всю ночь качать».
«Уж как я тебе коту за работу заплачу:
Лапки вызолочу да хвостик высеребрю».
Ай, баиньки! В лесе заиньки,
В лесе серые коты из-за морьица и шли,
Из-за морьица и шли, тебе сну, росту несли,
А сну тебе а росту годов до девяносто,
А и кошки – коты принесите дремоты.
Ба-ай Машу!
Через пение колыбельных родители выстраивают свои отношения с будущим ребенком. Говоря «родители», я имею в виду и мужчину. Никак не могу забыть один эпизод: на подготовительных курсах для будущих мам женщинам задали вопрос – какие у вас возникают мысли, когда вы думаете о своем ребенке? И из десяти женщин только одна упомянула в своем ответе мужчину… Она сказала: «благодаря этому ребенку я почувствовала себя с мужем единым целым, осознала, насколько сильно я его люблю».
Одна из десяти…
Между тем, очень важно понять, что роль отца в воспитании ребенка, даже еще не родившегося, очень велика. Видя, как мать поет колыбельную, отец волей–неволей попадает в поле этого общения, привыкает к мысли, что есть кто-то третий, и этот третий – их сын или дочь, а он – уже папа. Постепенно он сам начинает общаться с ним как с еще не родившимся, но уже с членом семьи. И понятно, что в этом случае, после девятимесячного ожидания уже нежно любимого создания, роды будут восприниматься не как тяжелое событие, а как долгожданная встреча.
Что касается женщины, то пение помогает ей отвлечься от негативных мыслей и страхов, которые часто тревожат во время беременности. Даже с точки зрения физиологии беременным полезно петь, т.к. во время пения задействуется диафрагмальное дыхание – более полное и глубокое по сравнению с легочным. Врачи говорят, что навыки такого дыхания пригодятся в родах и даже могут служить естественным обезболиванием. Это большой плюс. Но в контексте воспитания для нас вот еще что важно.
Колыбельные являются носителями сознания целого народа. Материнский фольклор, включающий пестушки, потешки, прибаутки и, конечно же, колыбельные, содержит целые культурные программы, несут в себе архетипы, помогающие будущим родителям, даже лишенных особых педагогических способностей, воспитать ребенка с первых мгновений жизни. Очень важно, что через пение колыбельных происходит погружение всей семьи в традицию, которая складывалась веками. Ребенок становится в связь с огромной цепью предыдущих поколений, а именно со своим родом – это его прошлое. Через призму материнско-отцовских отношений закладывается тот фундамент, который сформирует его отношение к миру в будущем. Сейчас я постараюсь пояснить эту мысль. Психологами замечено, что отношения с матерью формируют отношение ребенка к материальному миру, к миру материальных благ. А отношение с отцом формирует его отношение к миру духовному, к Богу. Поэтому добрые, мудрые, любящие родители заложат в душу ребенка основание для открытых и доверительных отношений к Богу и людям.
Вот, например, такая религиозная, исполненная глубокого духовного смысла колыбельная:
Баю-баюшки-по-бай, да спит-ка Ваня-ангелок, бай-баюшки-по-бай.
Спит-ка Ваня-ангелок, да заусни на весь денек, лю-люшеньки-лю-лю,
Ангелы-хранители по столбичкам сидят, бай-баюшки…,
Все по столбичкам сидят, да Божью милость говорят, лю-люшеньки…,
Божью милость говорят, да Богородицу сулят, бай-бай…
Спит-ка крошечка моя, да спит-ка маленькая, бай-бай…,
Умоленное мое, да упрошенное мое, лю-лю….,
Упросила, умолила я у истинна Христа, бай-бай…,
Тебя Бог нам дал, да Христос даровал, лю-люшеньки…,
Богородица дала, да мне пожаловала,бай-бай…
Она крошечку и малюточку, лю-лю…

В традиционном обществе духовно-нравственное воспитание ребенка не откладывали на потом: мол, когда подрастет, когда «в разум войдет», тогда и начнем с ним о «высоком» говорить. До нас дошли тексты, которые лишь подтверждают, что родители старались как можно раньше дать ребенку представление о мире божественном, понимая, что нежный возраст младенчества – самое благоприятное время для воспитания Души.

Текст доклада «Музыкальный аспект воспитания ребенка до рождения на примере традиционных русских колыбельных», прозвучавшего на Молодежном Родосском форуме 5 октября 2010 г.


Вернуться на главную


© Все права защищены 2011 http://www.orenburgprolfe.ru Перепечатка информации возможна только при наличии согласия администратора и активной ссылки на источник!
Оренбург ЗА ЖИЗНЬ!
orenburgprolife@mail.ru